Пятница, 19:57, 29 Марта 2024
АКИpress
Вход
 

Для геологоразведчиков и горноразработчиков живой природы не существует, - эколог Э.Шукуров

май 07, 2019

Эколог Эмиль Шукуров 7 мая выступил на общественном обсуждении законопроекта о введении моратория на все работы с урановыми месторождения

Показать больше

Эколог Эмиль Шукуров 7 мая выступил на общественном обсуждении законопроекта о введении моратория на все работы с урановыми месторождениями.

Выступление эколога публикуется полностью:

«С геолого-разведочной, геолого-добывающей стороны все грамотно сказано. К сожалению, они даже не попытались как-нибудь более-менее обоснованно сказать о другой стороне геологических изысканий, геолого-разведки, добыче, прочем. Нет ничего вреднее для живой природы, чем геолого-разведочные и горнорудные разработки. Любые.

К этому надо относиться крайне внимательно и осторожно, я не говорю, что на 100% надо все ликвидировать. Но мы сейчас в данный момент как Кыргызстан, как страна, и мы, как жители Кыргызстана, находимся в критически отчаянном положении. В значительной мере из-за горнорудных разработок, которые одно время вообще никаких правил не соблюдали, они были господами на нашей земле, они топтали ее, ломали, крушили, вытирали об нее ноги на протяжении десятков лет. Я этому живой свидетель. Я начиная с 1950-ых годов ездил по всему Кыргызстану и был в очень многих местах, где прошли горнорудные разработки. А поскольку я изучаю живую природу, я видел, насколько разрушена вот эта живая природа не только на месте рудника, но уже начиная с изыскательских работа.

Например, в Западном Тянь-Шане в видел сначала реки, где, положим, можно было видеть небольшие участки, которые были почти черными, дна не видно было. Почему? Потому что рыбы стояли рядом друг с другом, их темные спины полностью закрывали дно. И через некоторое время, буквально несколько лет спустя, я был в тех же местах и там нет рыбы вообще. Там вообще никто не рыбачит. Рыб нет.

Были геологоразведочные работы, для них построили мост. А рабочие, которые строили мост, оставшиеся химикаты выливали в реку и вся река была белая. Я сам видел эту белую реку, потому что рыбы всплывали верх брюхом. Они собирали по нескольку рыб возле берега, все остальное утекало вниз.

Это вы считаете, просто…, ну как бы они поразвлекались, они далеко живут от базаров, так сказать негде купить. Нет, их снабжали очень хорошо. Им было что поесть, что попить. Это не то, что мы экспедиционщики, у которых были большие ограничения в питании.

Таким образом никаких оправданий не могу привести и согласится с этим. Это раз. Для геологов, геолого-разведчиков и горноразработчиков живой природы не существует как таковой. Мы сейчас были свидетелями, они когда рассказывают обо всем этом, они исключительно преследуют эти интересы. Даже причем, когда они приводят цифры, это настолько жалкие цифры, за лицензии, за использование нашей территории, что просто диву даешься, как можно продавать нашу родную землю за такую цену. Это же не только участок рудника и хвостохранилищ, весь Кыргызстан от этого страдает. Весь Кыргызстан был и сейчас покрыт дорогами, которые ведут в никуда. А вы знаете, что дорога, по которой более-менее регулярно транспорт ходит, отнимает у живой, у дикой природы не менее 1 квадратного километра на каждый километр своей длины.

У нас вот это в частности привело к тому, что мы сейчас находимся на грани существования. Никакая продажа наших недр не спасет нас. Потому что основа существования в любой стране — живая природа, дикая природа, естественные экосистемы, которые создают природные основы существования. Вот все говорят, климат, климат, то жаркий, то холодный. В Южной Франции вчера пошел снег и так далее. Европа вся разболталась с точки зрения природных основ, их спасает только то, что они окружены морями. А у нас морей нет близко. И вот наконец мы пришли к такому положению, когда до получения независимости мы имели около 50% продуктивной территории, исключая снежники и прочие места, занятые естественными экосистемы, которые обеспечивали нам более-менее стабильный климат. Ничто на земле не может создавать нормальные условия существования, в том числе и для человека. Только и только дикая природа. Никакие искусственные насаждения, ничего не может это делать.

Я в свое время ездил по миру, был в разных странах, в том числе и на Ближнем Востоке, и в странах Северной Африки, откуда сейчас катится волна беженцев в ту же Европу. А почему? Уже тогда, когда мы были… Мы посещали национальные парки. Я приходил в ужас, в каком разрушенном состоянии находятся с точки зрения сохранения исходной дикой природы их национальные парки. Я тогда пытался объясниться со своими коллегами, что нужно бить в набат, что если у них уже разрушенные природные основы существования, то лет через 20 придется драпать со своей территории. Вот прошли эти 20 лет и они драпают.

Я единственный, кто в Центральной Азии занимается естественными экосистемами, все занимаются бог знает чем, рассыпались на частности. У нас тоже осталось не более 20 лет, чтобы это не почувствовали таким образом, что нам придется отсюда куда-то драпать.

Наконец, не надо говорить о том, что это горнорудное производство разрушает природу на ограниченных участках. Ничего подобного. Они разрушают на огромном пространстве вокруг или будущего рудника, или сооружений, который сопутствуют, в том числе хвостохранилищ. Поэтому эти факторы, особенно для радиоактивных элементов, которые добываются, становятся достаточно долгосрочными и постоянно опасными источниками и для человека, и для дикой природы. Это вообще-то говоря, язва на теле нашей родной природы, нашей родной земли, которая слишком долго не будет зарастать. И будет приводить ко все более тяжелым осложнениям.

Если мы сейчас не остановимся, не приведем в порядок, то потом мы даже не сможем передать кому-то в руки, чтобы они тут навели порядок», - сказал Шукуров.

Показать меньше

Популярное видео

Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком
   

Вход в АКИpress

Забыли пароль?
или
Зарегистрироваться